| sadowod.com | vivaspb.com |

 

Исторический сайт военной крепости Керчь - форт Тотлебен

Ак-Бурунские укрепления

Автор: Super User. Опубликовано в Ак-Бурунские укрепления

1. Капонир № 12 защищал не только прилегающие участки рва. Сейчас, как и раньше, именно сюда ведет дорога из города, здесь же находится современный главный въезд в крепость Керчь, а за капониром — ворота Ак-Бурунского укрепления. Слева видна примыкающая к капониру эскарпная стена.

2. Эскарпная стена снабжена ружейными бойницами для обороны подступов к капониру. Кроме того, она замечательно подходит для автографов: здесь встречаются надписи и начала XX века, и 30 годов, и послевоенные. За стеной поднимается вал Ак-Бурунского укрепления.

3. Капонир № 12 представляет собой небольшое сооружение, разделенное на несколько боевых казематов и рассчитанное на четыре орудия — по два на каждый из примыкающих участков рва.

4. Под защитой капонира № 12 рядом с ним находится въезд в Ак-Бурунское укрепление. Любое из подобных сооружений в крепости Керчь уникально по внешнему виду, расположению декоративных элементов, что несколько облегчает задачу исследователя при определении места съемки на старинных фотографиях. Вот только от различных внешних воздействий и от времени свод этого сооружения начал разрушаться, крайние ряды каменных блоков, к сожалению, уже выпали.

5. Когда-то дорога подходила сюда по переброшенному через ров мосту, а сам въезд перекрывался воротами, слева видна ниша одной из створок. Для обороны въезда в расположенном рядом каземате были устроены две группы ружейных бойниц, а между ними в каменной облицовке были выполнены пазы для укладки брусьев: в случае необходимости здесь можно было построить баррикаду и перекрыть проезд.

6. Ружейная бойница поближе. Как видно, направлена она не перпендикулярно, а под углом в сторону въезда, что увеличивало поражаемое пространство.

7. Все тот же въезд в Ак-Бурунское укрепление, только теперь изнутри, со стороны внутреннего двора укрепления: справа от въезда каземат со стрелковой галереей, еще правее, за границей кадра, находится вход в потерну, ведущую к капониру № 12, а еще дальше в толще вала расположен расходный пороховой погреб (смотрите следующее фото).

8. Пороховой погреб безошибочно определяется по наличию обходных галерей. Над ним на валу размещались орудия, остатки земляных платформ и разделявших орудийные дворики траверсов вполне сохранились, а один из траверсов виден на снимке. На вал ведет широкая и пологая аппарель (справа).

9. С вала укрепления открывается отличный вид на крепость Керчь и окружающую местность: прямо перед нами въезд в крепость, за ним вправо уходит вал соединительного фронта, а слева видны грибки над вентиляционными колодцами капонира № 12. Дальше находятся заросшие деревьями и кустарником склоны Лабораторной балки. Над ними слева выступает нынешняя Радарная горка или, как было принято называть эту возвышенность в прежние времена, — Балканы. А еще дальше над всей округой поднимаются валы форта Тотлебен.

10. Два фаса Ак-Бурунского укрепления образуют входящий угол. В нем как раз и располагался капонир № 13, фланкирующий прилегающие участки рва. Капонир почти полностью разрушен, а то немногое, что осталось, сокрыто в густых зарослях.

11. Вход в потерну капонира № 13 прикрыт достаточно длинными подпорными стенками. Конечно, это не сквозник из более поздних эпох. Но необходимость как-то защитить подземные коммуникации от снарядов вражеской артиллерии при постройке крепости Керчь вполне учитывалась. На заднем плане виден один из казематированных траверсов.

12. Стены потерны покрыты многочисленными солдатскими автографами, причем в большинстве своем они относятся к началу XX века: «Андрей КОЗЛОВЪ», строчкой ниже «СТАРШ. ФЕЙ-Р КИР. УЛИТЕНКО», чуть дальше «СРОК 1913 Г.». То есть у нас, у потомков, есть точная информация, что старший фейерверкер Кирилл Улитенко служил в Керченской крепостной артиллерийской роте.

13. Внутри капонир № 13 представляет довольно печальное зрелище: сводов нет, от стен сохранились только какие-то остатки, и все так густо заросло кустарником, что без мачете и некоторого времени на работу составить себе впечатление об этом сооружении весьма и весьма сложно.

14. Если снова подняться на вал, перед нами откроется панорама Керченской бухты с расположенным амфитеатром вокруг нее городом и длинным гребнем горы Митридат на заднем плане. Прямо перед нами за рвом виден редюит прикрытого пути, а справа, чуть ближе, там, где возвышается одинокий столб, вал разорван уже давно оплывшей воронкой — все, что осталось от некогда располагавшейся здесь казематированной казармы.

15. Редюит прикрытого пути является одним из самых интересных сооружений Ак-Бурунского укрепления. Эта расположенная за рвом на гласисе казематированная постройка помимо функций укрытия обеспечивала защиту одного из въездов в укрепление: проходящая по гласису дорога у стен редюита по спирали опускалась вниз и выходила в ров, откуда был сделан въезд во внутренний двор укрепления.

16. Старая поросшая бурьяном дорога закручивается вправо вниз, и по мере того, как она опускается, становится видно, что в правом крыле сооружения окна-бойницы расположены в два уровня. Стена редюита испещрена попаданиями снарядов, пулями и осколками — очень жестокий ветер истории.

17. Внутреннее помещение редюита. Пол по уровню повторяет проходящую снаружи дорогу, понижаясь к правому крылу постройки. Слева на снимке — окна верхнего и нижнего ярусов, между ними видны гнезда для балок деревянного настила. Сообщались эти ярусы посредством винтовой лестницы, выход которой виден справа. И над всем этим — причудливо изгибающиеся и пересекающиеся каменные своды.

18. Въезд в укрепление со стороны редюита прикрытого пути. Его отличительная особенность — цилиндрический свод опирается непосредственно на фундамент, стен как таковых нет.

19. Кирпич с клеймом «Ф. З.» казенного Фанагорийского завода, располагавшегося на противоположном берегу Керченского пролива около бывшей Фанагорийской крепости, стал одним из основных строительных материалов: некоторые постройки крепости сложены из него целиком, этот же кирпич шел на своды большинства казематированных помещений.

20. В том месте, где ров выходит к береговому обрыву, эскарпная и контрэскарпная стены снабжены дополнительным усилением: очевидно, что еще в момент постройки угроза оползня представлялась весьма вероятной. С вала виден вход в галерею, которая вела к полукапониру № 17.

21. Остатки полукапонира № 17: самой постройки уже нет, видны только контуры стен и покрытия, где они соединялись с контрэскарпной стеной.

22. Оползни на Ак-Буруне представляют для сооружений крепости Керчь постоянную и, в общем-то, неотвратимую угрозу: даже при наличии необходимых средств, желания, рабочих рук исход противооползневых мероприятий может оказаться и не очень удачным, а уж без них — так и подавно. На планах начала XX века от этого порохового погреба до кромки берегового обрыва было примерно метров 20-25, сейчас же уже где-то треть постройки представлена внизу в виде кучи кирпича. Так что спешите видеть!

23. Тот же погреб, только с другого ракурса позволяет увидеть подобную постройку как бы в разрезе: центральное помещение окружено обходной галереей, над сводами не просто устроена земляная обсыпка, а еще проложен тюфяк из камня. Весь кирпич, как уже говорилось, с клеймом «Ф. З.».

24. Как было видно на предыдущих снимках, вал и ров укрепления не подходят вплотную к берегу моря, а заканчиваются над береговым обрывом. И хотя это место в какой-то мере фланкировалось из полукапонира № 17, для пущей надежности немного в глубине была построена батарея, направленная фронтом как раз на прибрежный участок. На снимке — вал этой батареи с фронта, слева за валом видна казарма постройки советских времен.

25. Один из пороховых погребов Ак-Бурунского укрепления. Он выполнен прямо в толще вала. Слева к нему примыкает ведущая на вал аппарель. По другую ее сторону расположен второй такой же погреб.

26. Еще одно интересное сооружения у мыса Ак-Бурун — Минный пирс. Хотя он и не относится к оборонительным сооружениям крепости, но, как следует из названия, предназначался для приема крепостными плавсредствами мин заграждения, которыми предполагалось в случае необходимости перекрывать Керченский пролив. Вдоль самого берега, там, где сейчас вьется грунтовая дорога, когда-то проходила крепостная ветка железной дороги, а ближе к пирсу находилась разгрузочная платформа.

27. Минный пирс, вид почти сверху. Четко выделяются отдельные его элементы: на переднем плане — старый спуск, дальше за ним видна причальная стенка, где сейчас стоят моторные лодки, у ее дальнего края когда-то находился грузовой кран. Белые развалины справа у основания пирса — это гарнизонная баня давних времен.

28. Еще один снимок Минного пирса — с оконечности мыса Ак-Бурун. С этой стороны как раз видно каменное основание и остатки грузового крана. Интересно было бы сравнить его с теми, что сохранились в Кронштадте. Может, идентичная конструкция?

29. На мысе Ак-Бурун находится самое крупное подземное сооружение крепости Керчь — казематированные магазины, имеющие несколько отдельных входов. Один из этих входов представлен на снимке.

30. Здесь же, на Ак-Буруне, были расположены советские береговые батареи межвоенного периода, но это уже отдельная история. Слева среди деревьев видна боевая рубка командного пункт батареи № 48, прямо по центру — орудийные дворики огневой позиции, а чуть дальше у берегового откоса — прожектор и силовая станция.